СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ
THE ESSENCE AND CONTENT OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION IN SUVOROV MILITARY SCHOOLS
УДК 37.035.7
МАТВЕЙЧУК Надежда Михайловна
|
|
MATVEYCHUK Nadezhda Mikhailovna
|
Аннотация. В статье представлены общие положения военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах. Определены сущность и содержание формирования военно-патриотических качеств и чувств суворовцев в ходе воспитательной работы. Обоснована цель исследования военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах. Представлены методы, формы и средства военно-патриотического воспитания. | Abstract. The article presents the general provisions of military-patriotic education in Suvorov military schools. The essence and content of the formation of military-patriotic qualities and feelings of Suvorov cadets in the course of educational work are determined. The purpose of the study of military-patriotic education in Suvorov military schools is justified. The methods, forms and means of military-patriotic education are presented. | |
Ключевые слова: содержание, сущность, суворовские военные училища, суворовцы, патриотизм, военно-патриотическое воспитание. |
Keywords: content, essence, Suvorov military schools, Suvorov cadets, patriotism, military-patriotic education. |
История создания суворовских военных училищ уходит в 1701 год Петровской эпохи. Первым военным учебным заведением, которое занималось подготовкой офицерских кадров для флота, считается открытая по указу Петра I «Школа математических и навигацких наук», целью которой было сформировать военно-профессиональную направленность воспитанников и необходимый уровень патриотических качеств. В последующем все учебные заведения, которые организовывали подготовку офицерских кадров, строили процесс обучения и воспитания, опираясь на традиции Навигацкой школы. Военно-патриотическое воспитание в учебных заведениях строилось исключительно на героических победах армии и флота, личном примере командиров, заветах, ритуалах и традициях отечественных полководцев.
В современной истории активному развитию военно-патриотического воспитания среди подрастающего поколения способствовало открытие первых суворовских военных училищ в 1943 году. Их целью было обучение, воспитание, подготовка к военной службе детей, родители которых находились или погибли на фронте в годы Великой Отечественной войны [2]. Военно-патриотическое воспитание в суворовских военных училищах является составной частью гражданско-патриотического воспитания. Военно-патриотическое воспитание – целенаправленный, организованный педагогический процесс, направленный на развитие патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите, поддержание военной безопасности России перед лицом внешних и внутренних угроз [1].
Мероприятия воспитательной работы проводятся в суворовских военных училищах под руководством офицеров-воспитателей и педагогов-организаторов. Планирование воспитательной работы производится в соответствии с основными положениями документов:
1. Конституции Российской Федерации;
2. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
3. Конвенции ООН «О защите прав ребенка» от 20.11.1989 г.;
4. Постановления Правительства Российской Федерации №1493 от 30 декабря 2015 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
5. Приказа Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. № 515 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации»;
а также Уставов и локальных актов суворовских военных училищ, Программ развития на период до 2022 года [3].
Эффективность процесса военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах зависит от непрерывного функционирования системных компонентов:
1. Непрерывная образовательная деятельность с применением средств военно-патриотического воспитания.
2. Высокая подготовленность и грамотность субъектов процесса военно-патриотического воспитания (руководящий и преподавательский состав отдельных дисциплин, командиры (офицеры-воспитатели) учебных курсов, заместители по воспитательной работе).
3. Наличие необходимой «воспитательной среды» (технические, учебно-материальные, материально-бытовые, культурно-досуговые, спортивно-оздоровительные условия).
4. Соответствие применяемых средств и методов военно-патриотического воспитания уровню подготовки, возрастным и индивидуальным особенностям суворовцев.
Являясь одним из приоритетных направлений воспитательной работы в суворовских военных училищах, военно-патриотическое воспитание проводиться с целью непрерывного развития патриотических качеств и чувств, потребности у суворовцев активно участвовать в укреплении военной мощи российского государства и выполнять задачи по защите интересов России [2].
Основными задачами суворовских военных училищ по военно-патриотическому воспитанию являются:
- развитие патриотических ценностей, взглядов и убеждений, отвечающих интересам Родины;
- формирование стойких убеждений продолжить службу в рядах Вооруженных сил России после выпуска из училища;
- формирование уважительного отношения к историческому и культурному наследию России, к воинским традициям и ритуалам, гордости за великие свершения и достижения, почитание государственных символов и святынь государства;
- воспитание чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации [2].
К содержанию военно-патриотического воспитания относятся методы, формы и средства (схема 1).
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
||
МЕТОДЫ |
ФОРМЫ |
СРЕДСТВА |
- беседы, классные часы; - конференции, викторины; - дискуссии; - экскурсии в военные музеи; - создание «воспитательной среды»; - участие в военно-патриотических ритуалах и церемониях. |
- коллективные (закрепление основ патриотизма); - военная и военно-патриотическая (решение конкретно военно- патриотических задач). |
- военно-исторический опыт; - традиции и ритуалы армии и флота. |
Схема 1. Содержание военно-патриотического воспитания
Методы военно-патриотического воспитания представляют собой пути, способы взаимодействия офицера-воспитателя и суворовцев с целью решения воспитательных задач, которые обеспечивают непрерывное взаимодействие [2]. Изучив руководящие документы, в области организации и проведения воспитательной работы в суворовских военных училищах можно определить наиболее эффективные методы воспитания:
1. Проведение бесед, классных часов, освещающих тематику военной истории Отечества.
2. Празднование Дней Воинской Славы посредством участия суворовцев в военно-исторических конференциях, тематических викторинах.
3. Организация и проведение уроков мужества с приглашением для их проведения участников боевых действий и военных конфликтов, а также ветеранов и выпускников суворовских военных училищ.
4. Организация экскурсий в исторические музеи, просмотры научно-образовательных видеофильмов о боевых традициях, героическом наследии отечественных полководцев.
5. Создание в суворовских военных училищах «особой воспитательной среды» (наличие музея, комнат воинской славы, уголков боевой славы, стенной печати, библиотечной военно-патриотической выставки военно-мемуарной литературы, наличие наглядной агитации на территории училищ).
6. Участие суворовцев в воинских ритуалах и церемониях (посвящение в суворовцы; мероприятия, посвященные Дню памяти генералиссимуса А.В. Суворова; праздник Последнего звонка; торжественные мероприятия, посвященные выпуску; суворовские чтения; Парад Победы на Красной площади и др.) [4].
Комплексное использование вышеупомянутых методов, возможно, позволит успешно реализовать поставленные перед суворовскими военными училищами цели и задачи военно-патриотического воспитания.
Наряду с методами, особое место при организации и проведении воспитательной работы отводится формам военно-патриотического воспитания и способам организации коллективного, группового и индивидуального процессов.
Наиболее эффективного результата воспитательной работы методы военно-патриотического воспитания позволяют достичь в совокупности с формами, разделив их на две группы:
- первая – объединяет в себе коллективные мероприятия, проведение которых направлено на формирование и закрепление основ патриотизма, (беседы, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами и военнослужащими);
- вторая – отличается спецификой содержания и задач военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах: посещение кружков и мероприятий в рамках дополнительного образования; реализация военной составляющей (строевые занятия, военно-спортивные игры, спортивные секции по военно-прикладным видам спорта); участие суворовцев в военно-патриотических акциях; поддержание порядка на памятниках и обелисках; возложение цветов и венков; поисковая деятельность; смотр-конкурс строевой песни; фестиваль ВФСК «Готов к труду и обороне» [4].
Особенно важно и ценно применять во всех мероприятиях распорядка дня и повседневной деятельности суворовцев героический опыт и наследие прошлого, объединяющие в себе информацию о великих победах русского народа, отечественных полководцах России, которые приблизили эти победы и прославили наше Отечество. Под использованием военно-исторического опыта (наследия) следует понимать освящение героического прошлого России, внедрение в образовательный процесс вклада полководцев в строительство Вооруженных Сил, создания военной мощи России, пропаганду патриотических идей и взглядов, а также исторических фактов, связанных с биографией военачальников. Особым воспитательным потенциалом обладает применение исторического наследия выдающихся отечественных полководцев: Петра I, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, М.И. Кутузова, А.П. Ермолова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, М.Д. Скобелева, С.О. Макарова, М.В. Фрунзе, К.К. Рокоссовского, Г.К. Жукова и др. Военные заветы и традиции полководцев – основа военно-патриотического воспитания и военного образования суворовцев, теоретических и практических мыслей, правил и наставлений, которые являются актуальными в настоящее время.
Следует отметить, что для наиболее эффективного применения вышеизложенных методов и форм воспитательной работы при планировании мероприятий военно-патриотической направленности необходимо учитывать интересы суворовцев и поддерживать в училище «воспитательную среду». Целесообразно создавать такую обстановку, чтобы суворовец мог мысленно представить себя в ситуации, в которой находился герой, и в соответствии с этим принимать решения, сверяя их с поступками и мыслями. Воспитателям следует активно привлекать примеры из художественной литературы, фрагменты из кинофильмов, рассказывать о ветеранах Великой Отечественной войны. Показывать суворовцам, что в современной войне героем может стать только тот, кто, наряду с высоким сознанием своего долга перед Родиной, высокими нравственными качествами, храбростью, отвагой, мужеством, обладает также теоретическими знаниями и практическими навыками в обращении с боевой техникой и современным оружием, владея при этом основными физическими качествами (сила, быстрота, выносливость, ловкость).
Кроме того, «воспитательная среда» в суворовском военном училище должна включать в себя: постоянное поддержание внутреннего порядка; строгое соблюдение распорядка дня; проведение культурно-массовых мероприятий; наличие музея училища и уголка Славы; проведение тематических выставок в помещениях учебных курсов и библиотеках.
Таким образом, военно-патриотическое воспитание является одним из основных направлений подготовки суворовцев для продолжения службы в рядах Вооруженных сил России. Содержание и сущность военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах включает в себя положительные тенденции развития военно-патриотического воспитания в разные этапы становления страны, совокупность методов, средств и форм, применение которых позволит решать воспитательные задачи по эффективному формированию и развитию у суворовцев патриотических взглядов и убеждений.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Смульского. М.: Изд-во РАГС, 2010. 170 с.
2. Матвейчук Н.М. Сущность, содержание и структура военно-патриотического воспитания суворовцев на идеях отечественных полководцев // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 257-261.
3. Шевцова С.В., Матвейчук Н.М. Анализ современной практики военно-патриотического воспитания суворовцев // Актуальные вопросы развития гуманитарной и социально-экономической мысли в современных реалиях: сборник трудов Межвузовской научно-практической конференции с международным участием (с очно-заочным участием), г. Пермь, 9 декабря 2020 г.: в 2-х ч. Ч.2 / Пермский военный институт войск национальной гвардии Российский Федерации. Пермь: ПВИ ВНГ РФ, 2020. С. 229-233.
4. Шевцова С.В., Матвейчук Н.М. Военно-патриотическое воспитание суворовцев: методы, формы и критерии оценки их эффективности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. №11 (189).
REFERENCES:
1. Lutovinov V.I. Military-patriotic education of Russian youth: educational and methodological manual / General ed. by S.V. Smulsky. M.: RAGS Publishing House, 2010. 170 p.
2. Matveychuk N.M. The essence, content and structure of military-patriotic education of Suvorov cadets on the ideas of domestic commanders // Problems of modern pedagogical education. 2020. No. 67-4. Pp. 257-261.
3. Shevtsova S.V., Matveychuk N.M. Analysis of the modern practice of military-patriotic education of Suvorov cadets: collection of proceedings of the Interuniversity scientific and practical conference with international participation (with full-time and part-time participation), Perm, December 09, 2020: In 2 Vol. Vol. 2 / Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation. Perm: PVI VNG RF, 2020. Pp. 229-233.
4. Shevtsova S.V., Matveychuk N.M. Military-patriotic education of Suvorov cadets: methods, forms and criteria for evaluating their effectiveness // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University. 2020. No. 11 (189).
Матвейчук Надежда Михайловна |
|
Matveychuk Nadezhda Mikhailovna |