СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ


THE ESSENCE AND CONTENT OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION IN SUVOROV MILITARY SCHOOLS


УДК 37.035.7

 

МАТВЕЙЧУК Надежда Михайловна

 

 

MATVEYCHUK Nadezhda Mikhailovna

 

Аннотация. В статье представлены общие положения военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах. Определены сущность и содержание формирования военно-патриотических качеств и чувств суворовцев в ходе воспитательной работы. Обоснована цель исследования военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах. Представлены методы, формы и средства военно-патриотического воспитания.   Abstract. The article presents the general provisions of military-patriotic education in Suvorov military schools. The essence and content of the formation of military-patriotic qualities and feelings of Suvorov cadets in the course of educational work are determined. The purpose of the study of military-patriotic education in Suvorov military schools is justified. The methods, forms and means of military-patriotic education are presented.

Ключевые слова: содержание, сущность, суворовские военные училища, суворовцы, патриотизм, военно-патриотическое воспитание.

  Keywords: content, essence, Suvorov military schools, Suvorov cadets, patriotism, military-patriotic education.

 

 

 

История создания суворовских военных училищ уходит в 1701 год Петровской эпохи. Первым военным учебным заведением, которое занималось подготовкой офицерских кадров для флота, считается открытая по указу Петра I «Школа математических и навигацких наук», целью которой было сформировать военно-профессиональную направленность воспитанников и необходимый уровень патриотических качеств. В последующем все учебные заведения, которые организовывали подготовку офицерских кадров, строили процесс обучения и воспитания, опираясь на традиции Навигацкой школы. Военно-патриотическое воспитание в учебных заведениях строилось исключительно на героических победах армии и флота, личном примере командиров, заветах, ритуалах и традициях отечественных полководцев.


В современной истории активному развитию военно-патриотического воспитания среди подрастающего поколения способствовало открытие первых суворовских военных училищ в 1943 году. Их целью было обучение, воспитание, подготовка к военной службе детей, родители которых находились или погибли на фронте в годы Великой Отечественной войны [2]. Военно-патриотическое воспитание в суворовских военных училищах является составной частью гражданско-патриотического воспитания. Военно-патриотическое воспитание – целенаправленный, организованный педагогический процесс, направленный на развитие патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите, поддержание военной безопасности России перед лицом внешних и внутренних угроз [1].


Мероприятия воспитательной работы проводятся в суворовских военных училищах под руководством офицеров-воспитателей и педагогов-организаторов. Планирование воспитательной работы производится в соответствии с основными положениями документов:

1. Конституции Российской Федерации;

2. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

3. Конвенции ООН «О защите прав ребенка» от 20.11.1989 г.;

4. Постановления Правительства Российской Федерации №1493 от 30 декабря 2015 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;

5. Приказа Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. № 515 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации»;

а также Уставов и локальных актов суворовских военных училищ, Программ развития на период до 2022 года [3].


Эффективность процесса военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах зависит от непрерывного функционирования системных компонентов:

1. Непрерывная образовательная деятельность с применением средств военно-патриотического воспитания.

2. Высокая подготовленность и грамотность субъектов процесса военно-патриотического воспитания (руководящий и преподавательский состав отдельных дисциплин, командиры (офицеры-воспитатели) учебных курсов, заместители по воспитательной работе).

3. Наличие необходимой «воспитательной среды» (технические, учебно-материальные, материально-бытовые, культурно-досуговые, спортивно-оздоровительные условия).

4. Соответствие применяемых средств и методов военно-патриотического воспитания уровню подготовки, возрастным и индивидуальным особенностям суворовцев.


Являясь одним из приоритетных направлений воспитательной работы в суворовских военных училищах, военно-патриотическое воспитание проводиться с целью непрерывного развития патриотических качеств и чувств, потребности у суворовцев активно участвовать в укреплении военной мощи российского государства и выполнять задачи по защите интересов России [2].


Основными задачами суворовских военных училищ по военно-патриотическому воспитанию являются:

- развитие патриотических ценностей, взглядов и убеждений, отвечающих интересам Родины;

- формирование стойких убеждений продолжить службу в рядах Вооруженных сил России после выпуска из училища;

- формирование уважительного отношения к историческому и культурному наследию России, к воинским традициям и ритуалам, гордости за великие свершения и достижения, почитание государственных символов и святынь государства;

- воспитание чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации [2].


К содержанию военно-патриотического воспитания относятся методы, формы и средства (схема 1).

 

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

МЕТОДЫ

ФОРМЫ

СРЕДСТВА

- беседы, классные часы;

- конференции, викторины;

- дискуссии;

- экскурсии в военные музеи;

- создание «воспитательной среды»;

- участие в военно-патриотических ритуалах и церемониях.

- коллективные (закрепление основ патриотизма);

- военная и военно-патриотическая (решение конкретно военно- патриотических задач).

- военно-исторический опыт;

- традиции и ритуалы армии и флота.


Схема 1. Содержание военно-патриотического воспитания


Методы военно-патриотического воспитания представляют собой пути, способы взаимодействия офицера-воспитателя и суворовцев с целью решения воспитательных задач, которые обеспечивают непрерывное взаимодействие [2]. Изучив руководящие документы, в области организации и проведения воспитательной работы в суворовских военных училищах можно определить наиболее эффективные методы воспитания:

1. Проведение бесед, классных часов, освещающих тематику военной истории Отечества.

2. Празднование Дней Воинской Славы посредством участия суворовцев в военно-исторических конференциях, тематических викторинах.

3. Организация и проведение уроков мужества с приглашением для их проведения участников боевых действий и военных конфликтов, а также ветеранов и выпускников суворовских военных училищ.

4. Организация экскурсий в исторические музеи, просмотры научно-образовательных видеофильмов о боевых традициях, героическом наследии отечественных полководцев.

5. Создание в суворовских военных училищах «особой воспитательной среды» (наличие музея, комнат воинской славы, уголков боевой славы, стенной печати, библиотечной военно-патриотической выставки военно-мемуарной литературы, наличие наглядной агитации на территории училищ).

6. Участие суворовцев в воинских ритуалах и церемониях (посвящение в суворовцы; мероприятия, посвященные Дню памяти генералиссимуса А.В. Суворова; праздник Последнего звонка; торжественные мероприятия, посвященные выпуску; суворовские чтения; Парад Победы на Красной площади и др.) [4].


Комплексное использование вышеупомянутых методов, возможно, позволит успешно реализовать поставленные перед суворовскими военными училищами цели и задачи военно-патриотического воспитания.


Наряду с методами, особое место при организации и проведении воспитательной работы отводится формам военно-патриотического воспитания и способам организации коллективного, группового и индивидуального процессов.


Наиболее эффективного результата воспитательной работы методы военно-патриотического воспитания позволяют достичь в совокупности с формами, разделив их на две группы:

- первая – объединяет в себе коллективные мероприятия, проведение которых направлено на формирование и закрепление основ патриотизма, (беседы, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами и военнослужащими);

- вторая – отличается спецификой содержания и задач военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах: посещение кружков и мероприятий в рамках дополнительного образования; реализация военной составляющей (строевые занятия, военно-спортивные игры, спортивные секции по военно-прикладным видам спорта); участие суворовцев в военно-патриотических акциях; поддержание порядка на памятниках и обелисках; возложение цветов и венков; поисковая деятельность; смотр-конкурс строевой песни; фестиваль ВФСК «Готов к труду и обороне» [4].


Особенно важно и ценно применять во всех мероприятиях распорядка дня и повседневной деятельности суворовцев героический опыт и наследие прошлого, объединяющие в себе информацию о великих победах русского народа, отечественных полководцах России, которые приблизили эти победы и прославили наше Отечество. Под использованием военно-исторического опыта (наследия) следует понимать освящение героического прошлого России, внедрение в образовательный процесс вклада полководцев в строительство Вооруженных Сил, создания военной мощи России, пропаганду патриотических идей и взглядов, а также исторических фактов, связанных с биографией военачальников. Особым воспитательным потенциалом обладает применение исторического наследия выдающихся отечественных полководцев: Петра I, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, М.И. Кутузова, А.П. Ермолова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, М.Д. Скобелева, С.О. Макарова, М.В. Фрунзе, К.К. Рокоссовского, Г.К. Жукова и др. Военные заветы и традиции полководцев – основа военно-патриотического воспитания и военного образования суворовцев, теоретических и практических мыслей, правил и наставлений, которые являются актуальными в настоящее время.


Следует отметить, что для наиболее эффективного применения вышеизложенных методов и форм воспитательной работы при планировании мероприятий военно-патриотической направленности необходимо учитывать интересы суворовцев и поддерживать в училище «воспитательную среду». Целесообразно создавать такую обстановку, чтобы суворовец мог мысленно представить себя в ситуации, в которой находился герой, и в соответствии с этим принимать решения, сверяя их с поступками и мыслями. Воспитателям следует активно привлекать примеры из художественной литературы, фрагменты из кинофильмов, рассказывать о ветеранах Великой Отечественной войны. Показывать суворовцам, что в современной войне героем может стать только тот, кто, наряду с высоким сознанием своего долга перед Родиной, высокими нравственными качествами, храбростью, отвагой, мужеством, обладает также теоретическими знаниями и практическими навыками в обращении с боевой техникой и современным оружием, владея при этом основными физическими качествами (сила, быстрота, выносливость, ловкость).


Кроме того, «воспитательная среда» в суворовском военном училище должна включать в себя: постоянное поддержание внутреннего порядка; строгое соблюдение распорядка дня; проведение культурно-массовых мероприятий; наличие музея училища и уголка Славы; проведение тематических выставок в помещениях учебных курсов и библиотеках.


Таким образом, военно-патриотическое воспитание является одним из основных направлений подготовки суворовцев для продолжения службы в рядах Вооруженных сил России. Содержание и сущность военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах включает в себя положительные тенденции развития военно-патриотического воспитания в разные этапы становления страны, совокупность методов, средств и форм, применение которых позволит решать воспитательные задачи по эффективному формированию и развитию у суворовцев патриотических взглядов и убеждений.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Смульского. М.: Изд-во РАГС, 2010. 170 с.
2. Матвейчук Н.М. Сущность, содержание и структура военно-патриотического воспитания суворовцев на идеях отечественных полководцев // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 257-261.
3. Шевцова С.В., Матвейчук Н.М. Анализ современной практики военно-патриотического воспитания суворовцев // Актуальные вопросы развития гуманитарной и социально-экономической мысли в современных реалиях: сборник трудов Межвузовской научно-практической конференции с международным участием (с очно-заочным участием), г. Пермь, 9 декабря 2020 г.: в 2-х ч. Ч.2 / Пермский военный институт войск национальной гвардии Российский Федерации. Пермь: ПВИ ВНГ РФ, 2020. С. 229-233.
4. Шевцова С.В., Матвейчук Н.М. Военно-патриотическое воспитание суворовцев: методы, формы и критерии оценки их эффективности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. №11 (189).

 

REFERENCES:

 

1. Lutovinov V.I. Military-patriotic education of Russian youth: educational and methodological manual / General ed. by S.V. Smulsky. M.: RAGS Publishing House, 2010. 170 p.
2. Matveychuk N.M. The essence, content and structure of military-patriotic education of Suvorov cadets on the ideas of domestic commanders // Problems of modern pedagogical education. 2020. No. 67-4. Pp. 257-261.
3. Shevtsova S.V., Matveychuk N.M. Analysis of the modern practice of military-patriotic education of Suvorov cadets: collection of proceedings of the Interuniversity scientific and practical conference with international participation (with full-time and part-time participation), Perm, December 09, 2020: In 2 Vol. Vol. 2 / Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation. Perm: PVI VNG RF, 2020. Pp. 229-233.
4. Shevtsova S.V., Matveychuk N.M. Military-patriotic education of Suvorov cadets: methods, forms and criteria for evaluating their effectiveness // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University. 2020. No. 11 (189).

 

 

Матвейчук Надежда Михайловна
адъюнкт кафедры педагогики
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Matveychuk Nadezhda Mikhailovna
Adjunct at the Department of Pedagogics
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ