ТРАЕКТОРИИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ МЕНТАЛЬНЫХ ВОЙН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ
TRAJECTORIES FOR THE IMPLEMENTATION OF MENTAL WAR TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE MILITARY UNIVERSITIES OF THE AIR-SPACE FORCES
УДК 37.035
СЕМОНЕНКО Юрий Фёдорович
|
|
SEMONENKO Yuriy Fyodorovich
|
Аннотация. В статье исследуется современная классификация и характерные черты классических и неклассических войн, изучается феномен «ментальных войн», рассматриваются возможные траектории реализации технологий ментальных войн как структурного элемента образовательного процесса военных вузов Воздушно-космических сил, даётся их краткая характеристика. | Abstract. The article examines the modern classification and characteristic features of classical and non-classical wars. The phenomenon of "mental wars" is studied. Possible trajectories for the implementation of mental war technologies as a structural element of the educational process of military universities of the Aerospace Forces are considered, their brief description is given. | |
Ключевые слова: классическая война; неклассическая война; войны нового типа; траектории реализации технологий ментальных войн; повышение квалификации; образовательный процесс военного вуза. |
Keywords: classic war; non-classical war; wars of a new type; trajectories for the implementation of mental war technologies; training; educational process of a military university. |
При существующем множестве классификаций современных и будущих войн по характеру вооруженного насилия и поражаемым структурам личности и общества возможно обнаружить их характерные черты.
1. Классическая война:
• поражаются материально-физические объекты общества, государства, физическое тело индивида;
• используется физическое вооруженное насилие;
• средства войны создаются на основе достижений естественных наук (физика, химия и т.п.);
• другие средства войны используются как вспомогательные.
2. Неклассическая война:
• поражаются общественное и индивидуальное сознание во всех своих формах и структурных элементах;
• используется нефизическое вооруженное насилие;
• средства войны создаются на основе социально-гуманитарных наук;
• другие средства войны используются как вспомогательные.
При развёртывании войн классического характера в качестве их цели декларируется разгром вооруженных сил и подрыв экономики страны-противника, захват её территории и порабощение населения.
Современная неклассическая война направлена на уничтожение базовой инфраструктуры противника, дезорганизацию систем государственного и военного управления, разбалансировку и ликвидацию государства или передачу его во внешнее управление.
Важнейшей целью неклассической войны (войны нового типа) является уничтожение общественного и индивидуального самосознания, изменение духовной, культурно-исторической, цивилизационной основы общества противоборствующей стороны. Этот феномен определяется как «ментальная война». Она направлена на разрушение мировоззрения и цивилизационных основ противника [3, С. 19-33].
Технологии ментальных войн, направленные на искажение культурного генетического кода, слом архетипа народного сознания, а также современные технологии информационной войны, операции по манипуляции массовым сознанием в киберпространстве и блогосфере представляют серьезную угрозу. Потеряв свой цивилизационный, духовно-нравственный код, народ перестает быть субъектом мировой истории [1, С. 3].
Технологии ментальных войн практически реализуются во всех сферах жизнедеятельности любого государства и общества (социальной, экономической, политической, военной и др.). Указанные технологии объединены единым замыслом и целями, в том числе военно-политическими.
Современные войны по большей части продолжают оставаться классическими. В мирное время вооруженные силы используются путем угрозы применения, военного присутствия, вмешательства во внутренние дела других государств. В крайних случаях доходит их непосредственного применения в вооруженных конфликтах. Ментальная же война ведется непрерывно, комплексно и довольно агрессивно, причем не только в информационном поле, но и в сфере образования и воспитания.
В целях обеспечения и защиты национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, в том числе от недружественных действий иностранных государств в сфере ментальных войн, вводится система психологической обороны [1, С. 3].
Научный подход к системе психологической обороны требует изучения тенденций изменения соотношения сил в мировом масштабе и крупных регионах, учет в них различных факторов, влияющих на национальную политику государств.
Сущность национальной политики довольно четко сформулировал английский ученый Э. Кингстон-Макклори, отметив, что это – вершина треугольника, основанием которого служат: экономическая политика, внешняя политика и военная политика в их совокупности [4].
Не вызывает сомнения тот факт, что Вооруженные силы России сегодня готовы к этим вызовам как в плане обороны, так и в плане наступления. Тем более что в ментальных войнах отсутствует понятие «обороны», так как тот, кто обороняется – уже проиграл.
Исходя из положений основ теории государства и права любое государство, как общественно-политическая и социально-экономическая структура, базируется на трёх основных компонентах – образование, оборона и здравоохранение. Все другие компоненты государственности, будь то политика, экономика или культура, являются производными и не могут существовать обособленно от обозначенных выше компонентов.
Высшие военные учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации органично объединяют в себе компоненты образования и обороны, а поэтому представляют особый интерес с точки зрения возможных траекторий реализации технологий ментальных войн в процессе формирования военных профессионалов – настоящих и будущих защитников Отечества.
Не менее важен тот факт, что профессорско-преподавательский состав военных вузов является самой мотивированной и высокопрофессиональной частью нашего общества, заинтересованной в качественной подготовке Российского офицерского корпуса.
В данной статье предлагается рассмотреть возможные траектории реализации технологий ментальных войн как структурных элементов образовательного процесса военных вузов Воздушно-космических сил.
Образовательному процессу в военных вузах, реализующих технологий ментальных войн, присущи две группы закономерностей.
К первой группе относятся наиболее общие закономерности, раскрывающие связи технологий ментальных войн с явлениями и процессами, происходящими в областях и сферах, внешних по отношению к Вооружённым Силам:
• обусловленность содержания, организации, эффективности реализации технологий ментальных войн характером общественных отношений, сложившихся в государстве, состоянием духовно-нравственной, материально-экономической жизни всего общества;
• зависимость содержания и организации войны нового типа от характера современных международных отношений, военно-политической обстановки в мире, уровня и реальности военной опасности и военных угроз для государства;
• обусловленность степени влияния ментальных войн на морально-политическое и психологическое состояние войск характером военной политики государства, а также политическими целями и задачами, решаемыми Вооруженными Силами [2];
• относительная самостоятельность психологической обороны.
Ко второй группе относятся закономерности, раскрывающие наиболее устойчивые, неоднократно повторяющиеся связи, присущие самому процессу информационно-психологического противоборства, и его взаимодействие с другими видами повседневной деятельности войск в мирное и военное время:
• тесная и неразрывная связь защиты войск от негативного информационно-психологического воздействия противника со всей системой обучения, боевой и психологической подготовки личного состава, повседневной деятельностью войск;
• зависимость морального духа и психологической стойкости войск от их укомплектованности личным составом, обеспечения оружием и боевой техникой, от боевой выучки, профессионального мастерства, физической подготовленности, дисциплинированности и организованности личного состава;
• зависимость содержания, организации, технологий и методик ментальной войны от сферы его приложения, условий, в которых они реализуются;
• обусловленность эффективности и действенности информационно-психологического противоборства уровнем подготовки, моральных и деловых качеств военных кадров, осуществляющих эту работу [5, С. 55-56].
Особенностью деятельности военных вузов является чёткое планирование и системный подход к реализации образовательного процесса. Соответственно для эффективной реализации технологий ментальных войн необходимо их также включить в структуру образовательной деятельности военного вуза.
Рассмотрим возможные траектории реализации технологий ментальных войн в образовательном процессе военного вуза и дадим им краткую характеристику.
Вариант траектории |
Содержание |
Ожидаемая эффективность |
Повседневный |
Военно-политическое информирование, воспитательные компоненты учебных занятий |
Низкая |
Профессионально ориентированный |
Включение учебной дисциплины в учебную деятельность кафедр военно-политической работы |
Ситуативная |
Непрерывно |
Создание профильной кафедры, введение «сквозной» учебной дисциплины, подготовка военнослужащих на курсах повышения квалификации |
Высокая |
Первый вариант реализации – повседневный – использует процессный подход (задача ставится, но её выполнение ничем не обеспечивается) и предполагает включение содержательной части технологий ментальных войн в военно-политическое информирование, в воспитательные компоненты всех видов занятий по всем учебным дисциплинам. Данный вариант, по мнению авторов, обладает низким уровнем эффективности и не предполагает воспроизведения полученной информации обучающимися по следующим причинам:
• большинство профессорско-преподавательского состава не подготовлено к обучению курсантов и слушателей технологиям ментальных войн;
• фрагментарность доведения информации не способствует формированию целостного образа ментальных войн и «растворяется» в потоке военно-профессиональной и военно-специальной информации.
Повысить эффективность данного варианта можно при условии создания в ВВУЗе нештатного «координационного центра» реализации технологий ментальных войн в учебном процессе. В состав такого центра, возглавляемого заместителем начальника ВВУЗа по военно-политической работе, целесообразно включить сотрудников учебно-методического, военно-политического отделов, научных отделов и центров, профессорско-преподавательский состав. На периодических заседаниях \ совещаниях вполне возможно сформировать единую систему реализации технологий ментальных войн в рамках военно-политического (воспитательного) компонента учебного процесса, создать основу общей информационно-теоретической базы. Для профессорско-преподавательского состава возможно создание соответствующих курсов повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования.
Второй вариант реализации – профессионально ориентированный – предполагает включение учебной дисциплины «Технологии ментальных войн» в объёме не менее 2 зачётных единиц (72 учебных часа) в учебную деятельность кафедр военно-политической работы в войсках (силах). Данный вариант обладает средним уровнем эффективности и носит ситуативный характер. Формирование заданных компетенций проходит в процессе изучения дисциплины и оценивается в ходе текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации. При этом уровень остаточных знаний возможно оценить не позже, чем через год после окончания изучения курса дисциплины.
В зависимости от места дисциплины в учебном плане вуза (от специальности обучения, курса изучения дисциплины) остаточные знания к моменту окончания вуза у обучающихся неизбежно стремятся к минимуму.
Кроме того, введение дополнительной учебной дисциплины для кафедры без увеличения штатной численности профессорско-преподавательского состава неизбежно приведёт к снижению эффективности его деятельности.
Повышение эффективности второго варианта представляется возможным при условии увеличения объема предлагаемой учебной дисциплины и включения ее вопросов в содержание государственной итоговой аттестации. Также важно решение кадрового вопроса о перераспределении должностей профессорско-преподавательского состава в связи с изменением учебной нагрузки.
Третий вариант реализации – непрерывно образовательный – использует программный подход к решению проблемы (для решения каждой задачи создаётся конкретное подразделение) и предполагает по образу Военного университета создание профильной кафедры «Психологической обороны / Технологий ментальных войн» в составе, необходимом для конкретного вуза, а также введение «сквозной» учебной дисциплины (цикла дисциплин) от первого до выпускного курса в объёме не менее 10 зачётных единиц (360 учебных часов) для специалитета и 2 зачётных единиц (72 учебных часа) для магистратуры, по аналогии с такой учебной дисциплиной, как «Физическая подготовка», для всех специальностей и уровней военно-профессиональной подготовки.
Данное решение позволит постепенно, логично и планомерно формировать у обучающихся целостное представление о глобальной системе ментальных войн с учётом их профессионального становления, развития мировоззрения и расширения кругозора. Изучение новой «сквозной» дисциплины целесообразно завершить государственной итоговой аттестацией.
Для достижения высокоэффективной возобновляемости знаний, полученных в процессе обучения в военном вузе, подготовку военных специалистов на курсах повышения квалификации по профилю «Психологическая оборона» в объёме 4 зачётные единицы (144 учебных часа) целесообразно развернуть с периодичностью 4 набора в год по 15 человек на базе созданных профильных кафедр «Психологической обороны / Технологий ментальных войн» в организационной структуре высших военно-учебных заведений видов Вооруженных Сил и родов войск.
Это позволит не только повышать грамотность обучающихся военных специалистов в сфере информационно-психологического противоборства, но и с их помощью распространить знания о технологиях ментальных войн в преобладающем большинстве подразделений, частей, соединений, учреждений и органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации.
Следует заметить, что непрерывно образовательный вариант реализации технологий ментальных войн в образовательном процессе военного вуза является достаточно финансово затратным и требующим структурных изменений в системе военного образования. Но без финансово-экономических вложений и серьёзного инновационного материально-технического обеспечения любая система никогда не будет эффективной.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
2. Бартош А.А. Отпор когнитивной агрессии [Электронный ресурс]. URL: http://viperson.ru/people/bartosh-aleksandr-aleksandrovich (дата обращения: 18.10.2021).
3. Ильницкий А.М. Ментальная война России // Военная мысль. 2021. № 8 (16 августа). С. 19-33.
4. Кингстон-Макклори Э.Дж. Глобальная стратегия. М.: Воениздат, 1959. 320 с.
5. Теория и практика морально-психологического обеспечения войск (сил): учебник / Под ред. А.А. Чертополоха. М.: ВУ, 2007. 480 с.
REFERENCES:
1. Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 No. 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation".
2. Bartosh A.A. Fight back cognitive aggression [Electronic resource]. URL: http://viperson.ru/people/bartosh-aleksandr-aleksandrovich (Access date: 18.10.2021).
3. Ilnitskiy A.M. Mental war of Russia // Military thought. 2021. No. 8 (August 16). Pp. 19-33.
4. Kingston-McCloughry E. J. Global strategy. M.: Voenizdat, 1959. 320 p.
5. The theory and practice of moral and psychological support of troops (forces): Textbook / Ed. by A.A. Chertopoloh. M.: VU, 2007. 480 p.
Семоненко Юрий Фёдорович |
|
Semonenko Yuriy Fyodorovich |
Губенко Максим Сергеевич |
Gubenko Maksim Sergeevich |