СООТНОШЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОФИЦЕРОВ-СЛУШАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ


CORRELATION OF TRAINING AND MILITARY EDUCATION OF STUDENT OFFICERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS


УДК 37.035.7

 

ВЕРЕНИЧ Сергей Алексеевич
ТУРЧИН Николай Петрович

 

 

VERENICH Sergey Alekseevich
TURCHIN Nikolay Petrovich

 

Аннотация. Статья раскрывает соотношение обучения и воспитания в образовательном процессе офицеров-слушателей. На основе анализа различных подходов к обучению и воспитанию, а также современной нормативно-правовой базы в сфере образования аргументирована необходимость не только обучать слушателей, но и целенаправленно воспитывать их.   Abstract. The article reveals the ratio of training and education in the educational process of officers-students. Based on the analysis of various approaches to training and education, as well as the modern regulatory framework in the field of education, the need is argued not only to train students, but also to purposefully educate them.

Ключевые слова: образование; обучение; воинское воспитание; воспитательное воздействие; профессионально важные качества.

  Keywords: education, training, military education, educational impact, professionally important qualities.

 

 

 

Проблемы, связанные с соотношением обучения и воспитания в образовательном процессе, являлись актуальными для любого общества. Попытки решения выявленных противоречий на всем историческом этапе осуществлялись многими ведущими педагогами и исследователями. В системе военно-профессиональной подготовки курсантов и слушателей аналогично находят свое отражение вопросы, связанные с обоснованием необходимости воспитательного воздействия на сформировавшуюся личность. Подобные вопросы хоть и находят свою поддержку среди научного сообщества, однако не получили еще научно обоснованного подтверждения необходимости не только обучать, но и воспитывать военнослужащих, без учета их статусно-должностного положения и социальной роли, на всем служебно-боевом пути их развития.


Несомненно, сложившаяся практика в военно-образовательном пространстве включает сочетание двух взаимосвязанных компонентов: специально организуемую воспитательную работу и воспитание в процессе обучения слушателей. Однако для понимания особенностей воздействия обучения и воспитания на личность обучающегося необходимо рассмотреть данные феномены педагогической действительности в ретроспективном анализе.


Нельзя не учитывать результаты научных изысканий выдающегося педагога И.Ф. Гербарта, который первым в истории научного осмысления проблем воспитания в обучении ввел понятие воспитывающего обучения. Обосновывая умозаключения относительно проблем воспитания, И.Ф. Гербарт утверждал, что любому человеку присуще восприятие воспитания воли на основе нравственности. Так, по его мнению, единственным средством организации образования человека является необходимость воспитания, в нем «виден чистый и неискаженный отпечаток личности, семьи, происхождения и народности» [3].


Единство воспитания и обучения рассматривали и российские педагоги и психологи. Один из них – известный российский и советский педагог и психолог П.Ф. Каптерев. В конце ХХ века результаты его исследований были поддержаны и развиты отечественными учеными В.В. Краевским, И.Я. Лернером, В.А. Петровским. Они подтвердили, что воспитание и обучение являются взаимосвязанными и взаимообусловленными подсистемами единого целенаправленного процесса – образования. И.Я. Лернер в своих научных исследованиях отмечал и утверждал, что воспитание и обучение являются по своей сути единым процессом, в ходе которого происходит усвоение обучающимися жизненного опыта, знаний, умений, навыков, творческой активности и развития эмоциональной воспитанности [4; 6; 7].


Справедливо отметить, что представленное определение включает в себя как интеллектуальный, так и духовный компоненты развития личности. Исходя из данного подхода, можно сказать, что содержательным элементом выступает интеллектуальный уровень процесса, а духовный уровень основан на системе ценностных установок и мировоззрения, вызывающей ту или иную силу эмоционального отношения, которая в свою очередь определяет духовное развитие личности.


Сегодня в научных кругах активно обсуждается тот факт, что обучение выступает основным компонент формирования и развития не только знаний, умений и навыков, но и свойств и качеств личности. Исходя из вышесказанного следует, что обучение всесторонне развивает личность в ее волевых, нравственных и эстетических отношениях. Обучение тождественно воспитанию. А воспитание представляется не только процессом формирования свойств и качеств личности, но и выступает как система знаний о мире, различных представлений, как система формирования мировоззрения, нравственности, социальных норм, трансляции опыта. Нельзя упускать из виду тот факт, что воспитание играет большую роль в формировании ценностного отношения к знаниям и нормам. Именно через эмоции, через восприятие нравственных потребностей, отражение чувств и симпатий, творчество и обучение становятся личной ценностью обучающегося.


Однако анализ отечественных концепций формирования и развития образования в Российской Федерации показывает, что образование есть проводимый в интересах общества (человека, семьи и государства) целенаправленный процесс воспитания и обучения, имеющий общечеловеческую ценность по приобретению системы знаний, умений, навыков, ценностных установок, требуемого уровня компетенции и опыта деятельности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.


Важно заметить, что, несмотря на укоренившееся в науке и общественном сознании мнение о единстве обучения и воспитания в военно-образовательном процессе, на практике высшей ценностью и критерием эффективности признается достижение уровня соответствия выпускником предъявляемым требованиям государства и общества – механическая сумма знаний. А процесс обучения направлен лишь на достижение показателей успеваемости, в связи с чем нивелируется воспитательная функция военно-образовательного процесса военного вуза.


Так, базовым нормативным документом, закрепляющим ключевые ориентиры воспитания и обучения граждан Российской Федерации, является Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). В нем установлено, что воспитание – это деятельность субъекта и объекта образования, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе, предписанных правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, «а также формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [1]. Основным принципом образования является его гуманистический характер, и он направлен на воспитание гражданской позиции, взаимоуважения, добросовестности, патриотизма, ответственности, высокой правовой культуры и др.


В этой связи представляют интерес положения статьи 12.1 Федерального закона, в которой представлены общие требования к реализации образовательных программ. В образовательную программу включается рабочая программа воспитания и календарный плана воспитательной работы. Тем самым мы можем наблюдать, как на законодательном уровне закреплена необходимость воспитания в образовательном процессе.


Также можно отметить, что общие положения закрепляют следующее: обучение представляется как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.


Представляется целесообразным провести анализ требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования магистратуры по направлению подготовки 56.04.13 «Управление военно-политической работой», утвержденного приказом Минобрнауки России от 16 ноября 2020 года №1417 (далее – ФГОС). В документе указывается, что офицеры-выпускники, прошедшие и освоившие программу магистратуры, могут использовать свои профессиональные знания, умения и навыки в сфере обороны и безопасности государства, правоохранительной деятельности и в области управления военно-политической работой, приобретая военно-управленческие и политические, информационно-психологические и аналитические, также научно-исследовательские знания. Таким образом ФГОС, как основной документ, содержащий совокупность требований, предъявляемых к выпускникам магистратуры, не раскрывает особенности воспитания и обучения магистров по направлению подготовки, предписывая для выполнение этих функций установление определенных требований к подготовке выпускников самим заказчиком. [2].


Проведенный обзор квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников с высшей военной оперативно-тактической подготовкой, утвержденных приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ № 1470/13/21 от 17 марта 2021 года (далее – Квалификационные требования) показал, что вопросы воспитания и обучения магистров раскрываются в решении ряда типов профессиональных задач: военно-управленческого уровня – поддержание высокого уровня боевой и мобилизационной, морально-политической и психологической готовности военнослужащих к деятельности по предназначению; военно-политического уровня – способность к экспертному и аналитическому сопровождению процесса выработки и принятия управленческих решений; научно-исследовательского уровня – приобретение навыков накопления, обработки и систематизации научно-исследовательской информации, выбор форм, методов и средств решения задач профессиональной деятельности [2].


В соответствии со статьей 51 приказа Министра обороны Российской Федерации № 670 от 15 сентября 2014 года, одной из главных задач военно-учебного заведения является формирование у обучающихся государственно-патриотического сознания, воспитание их в духе верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ. Актуальность мер, закрепленных представленным приказом, обоснована растущими негативными проявлениями в российском обществе, такими как пропаганда насилия и порока, социальное расслоение, бездуховность, криминализация общества и др.


По нашему мнению, воспитание слушателей военного вуза должно быть ориентировано на формирование мотивов поведения, способности к самоактуализации, отторжение применения насилия в любых формах – как физической, так и психологической. В этой связи со стороны командно-преподавательского состава военного вуза необходимо создать условия формирования и развития личности слушателей, опираясь на особенности воспитательной среды. Осознавая роль воспитания в обучении, мы понимаем, что создание эмоционально-ценностного фона личности посредством целенаправленного воздействия на чувства и волю слушателей позволит должностными лицами командно-преподавательского состава своевременно выявлять уровень соответствия или несоответствие мотивов, структуры потребностей, смыслов, и соотносить их с требованиям духовно-нравственного и государственно-патриотического уровня к профессии, специальности и направления подготовки.


Вместе с тем обучение влияет на воспитанность слушателей, поскольку уровень воспитания определяет успешность обучения. Качества личности воспитанного военнослужащего тесно связаны с эффективностью познавательной деятельности слушателей. Известный отечественный ученый-педагог И.А. Зимняя, анализируя взаимозависимость и взаимообусловленность процессов воспитания и развития, выделила ряд характерных признаков [5].


- взаимодействие воспитания и обучения в системе учебно-образовательного процесса основано на реализации содержания, форм и средств обучения для эффективного воспитывающего обучения;


- воспитание осуществляется комплексно, как в образовательной среде учебного заведения, так и вне ее (работа в кружках, трудовое воспитание), когда закрепляются воспитательные и развивающие личность функции;


- воспитательные воздействия осуществляются не только образовательными учреждениями (организациями), но и другими социальными институтами – семьей, референтной группой, трудовым коллективом, в которых происходят процессы стихийного обучения через научения социальным нормам, стандартам и правилам поведения;


- воспитательные возможности временных социальных объединений (клубы, дискотеки, компании) по опосредовательному эмоционально-мотивационному воздействию на нравственный выбор и поведение личности.


Из проекции указанных признаков на организацию процесса обучения слушателей в Военном университете МО РФ следует, что групповая общность обучающихся оказывает непосредственное влияние на формирование включенной в нее личности. То есть имеющаяся микросреда закладывает в личность слушателя ключевые морально-нравственные характеристики, которые необходимо не только учитывать, но и регулировать или трансформировать в военно-образовательном процессе.


Развивая мысль выдающегося ученого Л.С. Выгодского применительно к организации военного образования, нельзя не согласиться, что процесс обучения идет впереди развития личности в целом, поскольку процесс развития включает в себя взаимодействие актов приобретения новых знаний (обучения), а также интериоризацию социальных ценностей и формирование отношения к ним (воспитания), чем создает благоприятные предпосылки повышения компетентности специалиста. Другими словами, обучение и воспитание являются доминирующими факторами развития личности.


Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что образовательный процесс включает в себя два неразрывно связанных компонента: обучение, направленное на формирование и развитие у слушателей профессиональных знаний, умений и навыков, и воинское воспитание, целью которого является формирование и развитие профессионально важных качеств.


Если рассматривать образовательный процесс как единство обучения и воинского воспитания, необходимо иметь в виду, что воспитательное воздействие будет обучающим тогда, когда наряду с целями воспитания будут ставится цели обучения. А обучение будет воспитывающим при постановке и реализации воспитательных целей наряду с учебными. Так, исходя из практики, при подготовке к проведению учебных занятий, наряду с учебными целями ставится воспитательная, а при проведении воспитательной работы в обязательном порядке цель – научение.


Воинское воспитание в военно-учебном заведении организуется и проводится в рамках образовательной деятельности, и его задачами являются формирование и развитие у слушателей: чувства патриотизма, готовности к защите Отечества; дисциплинированности и исполнительности, чувства воинского долга, офицерской чести и достоинства; мировоззренческой позиции военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации на основе лучших военных традиций; профессионально важных качеств, необходимых офицерам, трудолюбия, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной военной специальностью; общей культуры и высоких морально-нравственных качеств и др. Все воспитательные задачи решаются в ходе образовательного процесса и тесно переплетены с образовательной, методической, научной и другими видами деятельности военно-учебного заведения.


Таким образом, научный взгляд на целостность личности позволяет предположить, что эффективное ее развитие возможно лишь при обеспечении равенства учета процессов обучения и воспитания в военно-образовательной деятельности вуза. Однако анализ нормативно-правовой документации, касающейся образовательной политики государства по подготовке специалистов в области управления военно-политической работой, наглядно демонстрирует, что указанные в Федеральном законе требования к воспитанию и обучению обучающихся, в том числе магистров-слушателей, не полностью раскрыты во ФГОСе и Квалификационных требованиях к выпускнику, а лишь предписывают формировать и поддерживать общечеловеческие ценности, этику и мораль без конкретизации ценностных установок в период подготовки и ведения боевых действий, условий режима чрезвычайных ситуаций и других условий, несомненно меняющих ценностно-смысловые и сущностные аспекты субъектов и объектов процесса обучения и воспитания.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 16.11.2020 г. № 1417 «Об утверждении Федерального государственного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 56.04.13 Управление военно-политической работой».
2. Распоряжение ФСВНГ РФ от 28.04.2021 г. № 1/1786 «Об утверждении квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников по направлению подготовки 56.04.13 Управление военно-политической работой».
3. Алексеев В.Г. Гербарт, Штрюмпель и их педагогические системы. Юрьев: Типография К. Маттисена, 1907. 112 с.
4. Булкин А.П. Педагогика и педагогическая антропология, выведенные из целей образования. М., 2009. 272 с.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2001. 384 с.
6. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология. СПб: Земля, 1914.
7. Краевский В.В. Сколько у нас педагогик? // Педагогика. 1997. № 4. С. 113-118.

 

REFERENCES:

 

1. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated November 16, 2020 No. 1417 “On Approval of the Federal State Standard of Higher Education - Master’s Program in the Direction of Preparation 56.04.13 Management of Military-Political Work”.
2. Order of the FSVNG of the Russian Federation dated April 28, 2021 No. 1/1786 “On approval of qualification requirements for military professional training of graduates in the field of study 56.04.13 Management of military-political work”.
3. Alekseev V.G. Herbart, Shtrumpel and their pedagogical systems. Yuryev: Printing house of K. Matthiesen, 1907. 112 p.
4. Bulkin A.P. Pedagogy and pedagogical anthropology derived from the goals of education. M., 2009. 272 p.
5. Zimnyaya I.A. Pedagogical psychology: a textbook for universities. M.: Logos, 2001. 384 p.
6. Kapterev P.F. Pedagogical psychology. St. Petersburg: Zemlya, 1914.
7. Kraevsky V.V. How many pedagogics do we have? // Pedagogics. 1997. No. 4. Pp. 113-118.

 

 

Веренич Сергей Алексеевич
адъюнкт кафедры педагогики
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Verenich Sergey Alekseevich
Adjunct at the Department of Pedagogics
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Турчин Николай Петрович
слушатель факультета войск национальной гвардии
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Turchin Nikolay Petrovich
Student of the faculty of the National Guard Troops
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ