МЕСТО И РОЛЬ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И НАРАЩИВАНИЮ МОРАЛЬНОГО ДУХА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
THE PLACE AND ROLE OF THE GRADUATE OF THE MILITARY UNIVERSITY IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE MORALE OF MILITARY PERSONNEL
УДК 93/94
ФОМЕНКО Петр Петрович
|
|
FOMENKO Petr Petrovich
|
Аннотация. Показана роль органов политической работы по формированию морального духа воинов Красной Армии и Флота, сформулированы предложения по совершенствованию морально-психологического обеспечения современной деятельности войск (сил) по нескольким направлениям. | Abstract. The role of the bodies of political work on the formation of the morale of the soldiers of the Red Army and Navy is shown; proposals to improve the moral and psychological support of the modern activities of the troops (forces) in several directions are made. | |
Ключевые слова: моральный дух, морально-психологическое обеспечение; офицер-воспитатель. |
Keywords: morale, moral and psychological support; officer-educator. |
В истории военного искусства нашего Отечества моральному духу войск во все времена уделялось большое внимание.
Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. подтвердила, что высокий моральный дух воинов Красной Армии и Флота, поэтапное наращивание морально-психологического превосходства над противником стали весомыми слагаемыми успешного проведения ключевых операций этой войны.
Как показала история, приоритетная роль в деятельности по формированию и укреплению морального духа войск, созданию благоприятных морально-психологических условий для выполнения ими боевых задач принадлежала органам политической работы, именуемым сегодня органами по работе с личным составом.
Большой вклад в успехи политической работы Советской Армии и Военно-Морского Флота внесли и выпускники военно-политических училищ и, безусловно, Военно-политической академии им. В.И. Ленина, в последующем Гуманитарной академии Вооруженных Сил и Военного университета.
Отмечая 50-летие со дня формирования военно-политических училищ, мы, защитники России, слушатели и курсанты Военного университета МО РФ, являясь представителями служебных и боевых традиций старших поколений офицеров-воспитателей, единодушно поддерживаем задачи, поставленные Верховным Главнокомандующим В.В. Путиным и министром обороны РФ С.К. Шойгу по укреплению обороноспособности нашей Родины – Российской Федерации.
Являясь наследниками комиссаров, политработников, замполитов, мы должны взять на вооружение их качества, быть патриотами Отечества, людьми высокой морали и нравственности, профессионалами военного дела, учителями и воспитателями для подчиненных. Искусно владея словом, дойти до сердец солдат и офицеров, затронуть их души, заряжать их на ратные дела. Все эти качества прекрасно отражены в Кодексе чести российского офицера, разработанном в Военном университетом, слушатели которого одобряют и поддерживают его.
Мы прибыли в Военный университет из всех родов войск и видов Вооруженных Сил, но при этом большинство из нас не имело базовой гуманитарной подготовки. Многие офицеры являются выпускниками командных, технических и гражданских вузов; длительное время исполняли обязанности командиров и другого профиля деятельности; многие в связи с реформами попали под организационно-штатные мероприятия, а некоторые прошли через процесс увольнения и последующего восстановления на военной службе.
Как представитель современного поколения офицеров воспитателей, организаторов морально-психологического обеспечения войск (сил), хочу подтвердить, что и сегодня работа с личным составом остается важной составляющей учебно-боевой деятельности войск. Благодаря высокопрофессиональному и многоопытному профессорско-преподавательскому составу Военного университета у нас, слушателей 2, 4 и 8-го факультетов, есть уникальная возможность обогатить свои знания в сфере нового вида обеспечения войск (сил) – морально-психологического обеспечения. За два года учебы мы получим высшее военное профессиональное образование, а значит, обязаны не хуже командиров ориентироваться в боевой обстановке, при выполнении служебно-боевых и других задач. За полученные знания, за науку, которыми вы помогаете нам овладевать, мы благодарим вас, наши учителя!
Сегодня министр обороны требует, чтобы на полигонах, в воздухе, на море и на земле организовывались состязания по военно-прикладной тематике, таких уже выделено около 28 видов. Перед нами стоит задача найти своё место офицеров по работе с личным составом в этом виде деятельности. Бесспорно, названные обстоятельства вновь в разряд приоритетных в деятельности органов военного управления ставят работу с людьми, организацию морально-психологического обеспечения войск (сил).
В ближайшее время мы вольемся в ряды Вооруженных Сил в качестве заместителей командиров войсковых частей (соединений) по работе с личным составом, станем вновь непосредственными организаторами морально-психологического обеспечения национальной безопасности нашей Отчизны. Это обязывает всех нас, слушателей и курсантов Военного университета, в период учебы с утроенной энергией овладевать преподаваемыми предметами, готовить себя к работе с различными категориями военнослужащих в интересах защиты нашей Родины.
Приобретенный, пусть и не такой, как у ветеранов, служебный опыт, знания, полученные в стенах Военного университета, позволяют высказать некоторые предложения по совершенствованию морально-психологического обеспечения современной деятельности войск (сил) по нескольким направлениям.
Во-первых, должна постоянно совершенствоваться подготовка кадров для структур по работе с личным составом. В частности, пора расстаться с мифом о том, что «офицеры-воспитатели» должны быть только гуманитариями. С учетом глобальной информатизации общества, всех видов человеческой деятельности, в том числе и военной, современный офицер структур по работе с личным составом, кроме прочих общегуманитарных, военных и специальных знаний, должен владеть современными информационными технологиями, уметь уверенно пользоваться необходимыми техническими средствами и компьютерными программами. Этому могло бы способствовать как самосовершенствование офицеров, так и создание соответствующих специальных курсов в объединениях и военно-учебных заведениях.
Во-вторых, информационно-пропагандистская работа, как один из ключевых видов морально-психологического обеспечения, должна носить характер активной контрпропаганды и иметь глубокое политико-идеологическое обоснование. То, что у нас нет официально принятой государственной идеологии, не означает, что не должно быть идеологии военной, которая, в свою очередь, призвана в четкой формулировке дать ответ на вопрос: «За что сражаемся?». С учетом опыта информационного сопровождения боевых действий в Украине и в Сирии представляется, например, весьма целесообразным использовать данный опыт в действующем войсковом звене наших Вооруженных Сил. В частности, создавать сайты ведущих боевые действия соединений и объединений (объединенных группировок войск), на которых размещать информацию, предназначенную для местного населения, наших войск и войск противника.
В-третьих, основные усилия военно-социальной работы должны быть сосредоточены на глубокой аргументации и правовом обосновании действий воинских частей и соединений Вооруженных Сил Российской Федерации в региональных конфликтах; на обеспечении преданности военнослужащих конституционному строю и интересам защиты Отечества.
В-четвертых, психологическая работа должна сосредоточить основные усилия на подготовке личного состава к участию в специальных (контртеррористических, миротворческих) операциях с учетом высоких требований, предъявляемых к их участникам и на особенностях свойственных этим операциям морально-психологической обстановки.
В-пятых, характер проводимой в войсках культурно-досуговой работы должен соответствовать той роли, которую сегодня играет в обществе духовно-культурная сфера. Культурно-досуговая работа – это не только деятельность по организации отдыха и досуга военнослужащих. Она должна носить наступательный характер, формировать необходимые социально и профессионально значимые культурные потребности личного состава и уже потом удовлетворять их, средствами культуры формировать духовно-нравственные качества военнослужащих, отстаивать традиционные духовные и нравственные ценности нашего общества.
В-шестых, с учетом той роли, которую в современном мире играет религиозный фактор, и того влияния, которое оказывают различные конфессии и религиозные течения на войска, население и развитие военно-политических процессов в целом, все большее значение в рамках МПО имеет работа с верующими. Опыт боевых действий и учений различного уровня последних лет свидетельствует, что данная деятельность выделяется в самостоятельное направление. Это обусловлено наличием ее специфических социально-психологических характеристик и морально-психологических особенностей.
Авторские рассуждения носят, безусловно, дискуссионный характер, требуют тщательного изучения и осмысления. Однако скептическое отношение к теории морально-психологического обеспечения недопустимо. Всякая хорошая теория есть обобщенная и систематизированная практика, а без учета реальной современной практики и исторического опыта не будет развития. Нужно читать, нужно искать, обобщать, делать выводы, развивая теорию, развиваться самим. Мы, офицеры структур по работе с личным составом, должны стать не только нравственным, но и интеллектуальным авангардом современных Вооруженных Сил возрождающейся Великой России.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что сегодня, чествуя выпускников военно-политических училищ в связи с 50-летием со дня их образования, мы готовимся достойно встретить 100-летие нашего прославленного вуза. Через два года курсанты будут участвовать в праздничных мероприятиях, а мы, проходя службу в войсках – гордиться его славой и практическими делами доказывать его богатые традиции подготовки высокопрофессиональных кадров.
Фоменко Петр Петрович |
|
Fomenko Pyotr Petrovich |
Чуйков Вячеслав Алексеевич |
Chuikov Vyacheslav Alekseevich |